Священные места караев

Колесница истории, врезавшая глубокие борозды в каменную грудь крепостного скального массива, катит вперед. Куда? К дальнейшему разрушению или возрождению? Кто знает или рискнет предсказать?
Туманом тысячелетий скрыто рождение Кале. Неясны очертания будущего. Рассказанное нами и до нас — лишь крупица знаний, сокрытых в сотнях пещер, в руинах кварталов, в тайных подземельях, в фольклоре и исторической памяти крымских караимов...
Нужны энтузиасты, готовые посвятить себя сохранению древней культуры, изучению и воскрешению крепости, но ещё — нужны время и средства. Где их взять? Напрашивается подсказка — с туристов. Но для этого необходимо превратить крепость в экспозиционный комплекс высокого класса с современным уровнем обслуживания. Таково наше миражное видение проблемы.
Какой же видят судьбу своей святыни её прямые наследники и право-преемники — крымские караимы? Ранее эта проблема звучала на двух всенародных съездах караев — в 1917 и в 2003 годах. Ниже приведено мнение участников недавнего съезда, записанное со слов членов Высшего Совета крымскокараимского народа Д.Эля, Ю.Когена, В.Ормели, С.Синани и молодёжи из центра «Кале» Н.Зинченко-Кефели и А.Полкановой.
«Перед разговором о будущем кратко напомним о прошлом и нынешнем состоянии нашей святыни — города-крепости и святилища.
Прежде «священную колыбель Кале» содержали за счёт всех караимских общин, расположенных на обширном пространстве от Бахчисарая до Харбина, Средства поступали через храмы-кенаса и от паломников.
Порядок в святыне поддерживали сторожа, смотрители, жившие в крепости семьи и паломники. Здесь чтили память предков; передавали молодёжи традиции; проводили молебны в храмах, на ритуальной площадке и в святилище; устраивали встречи, отмечали праздники и важные события. Сюда привозили и детей для приобщения к родовому гнезду и обучения верховой езде. Укрепляли разрушавшиеся строения, работая под девизом «Наша священная колыбель с её историческими памятниками есть общее достояние всего народа». В крепости принимали и угощали гостей (всех, а не только именитых).
В 1917 году на всенародном съезде решили: построить в крепости здание для музея тюркской караимской культуры, восстановить ряд усадеб и систему водоснабжения, отремонтировать стены и башни, исправить дороги; во всех храмах-кенаса ежедневно собирать пожертвования на поддержание родового гнезда. В созданном фонде «Кале» к 1918 году было 250 тыс.руб. золотом. Советское государство национализировало эти средства. Священные места и памятники караев объявили общенародным достоянием. Снесли дом для паломников. Уничтожили многие мемориальные и культовые сооружения, закрыли храмы и изъяли утварь, некрополь стал негласной каменоломней. В итоге весь комплекс доведен до катастрофического состояния. Ремонт и реставрация не поспевают за разрушениями. Несогласование работ с караями часто вело к искажению прежнего вида. Верующих пытались отлучить от мест поклонения. Но крымские караимы всегда посещали их, тайно молились, посильно охраняли.
ХХ-й век стал для крымскокараимского народа временем и расцвета, и заката. С образованием независимой Украины появилась надежда на сохранение и возрождение крымских караимов и их культуры. Сейчас ряд трудностей уже позади.
Национальная святыня — объединяющий центр и место паломничества. Открыто ведутся посещения и отправление культа. По мнению международных экспертов родовое гнездо может и должно стать самообеспечивающим центром консолидации и сохранения культуры караев — этнографическим музеем под открытым небом, привлекательным для гостей Крыма, открытым для этно— и научного туризма.
Для реализации этих планов необходимы: возвращение народу культо¬вых сооружений и святилища; ремонт и реставрация; создание постоянной выставки (с сувенирами и дегустацией национальных блюд), а затем и музея; возрождение усадеб с демонстрацией предметов народного быта и помещениями для паломников и гостей; восстановление системы водоснабжения; согласования с крымскими караимами экскурсионных рассказов и всех выполняемых и проектируемых работ во избежание конфликтов. Примером чреватой конфликтами бездуховной идеи служит озвученный в прессе проект доставки в крепость туристов по канатной дороге, минуя ворота. Это противоречит нравственным и религиозным канонам, т.к. не через ворота в крепость попадают только воры и враги.
В перспективе объектами осмотра могли бы стать отдельные экспозиции: военные традиции защитников крепости, монетный двор (с чеканкой монет — сувениров), располагавшаяся в крепости первая в Крыму типография; традиционные занятия жителей; макет реконструкции крепости и её объектов...».
С целью улучшения экскурсионной работы представляется целесообразным также организация доставки туристов в крепость по Ат Йол (Ослиной тропе) на осликах, а также возведение на возвышенности за пределами крепости ветряной электростанции, имитирующей стоявшую там в прошлом ветряную мельницу. Реализация намеченных планов позволит сохранить малочисленный коренной народ и этнокультуру крымских караимов. А самобытный экскурсионный комплекс усилит привлекательность древней крепости для гостей и послужит прекрасным «учебником» краеведения для учащихся.

И сказка станет явью — удивительные фотографии Маргариты Каревой. ФОТО

Маргарита Карева — российский фотограф, специализирующийся на съемках в стиле фэнтези. На ее снимках изображены женщины в образе сказочных принцесс, ведьм и других фантастических персонажей. Маргарита добавляет в свои фото сюрреалистические элементы, чтобы ее работы поистине выделялись на фоне того обилия материалов, которые каждый день появляются в сети. Для этого она сочетает обработку в Photoshop с использованием настоящих декораций и разнообразного реквизита во время съемок. Источником вдохновения для фотосессий Маргариты являются, естественно, книги в стиле фэнтези.

Работы Каревой постоянно эволюционируют. Девушка стремительно растет как профессионал, учитывая тот факт, что она начала заниматься фотографией всего три года назад. В ее портфолио уже много ярких, волшебных и креативных фотографий.

Источник: http://polemika.com.ua/article-150345.html



Интересные статьи